e-mail дПНАМЕП

Выберите раздел :

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 220 230 240 250 260 270 280 290 300 310 320 330 340 350 360 370 380 390 400 410 420 430

***

ВРЕМЕНА.
Члены жюри оживились. Зрители аплодировали артисту. И когда Дунаевский, улыбаясь, спросил меня: Старик, а этот надолго? На всю жизнь!
Как видите, я был прав. На советской эстраде появилась крупная личность.
Чем Аркадий Райкин меня покорил? Блистательным мастерством! Несмотря на свои молодые годы, он уже тогда был превосходным мастером эстрадного искусства. Как он виртуозно владеет телом, как мгновенно перевоплощается, как обширна палитра интонаций его речи и чудесной импровизации! Какое у него актерское обаяние...
Хотелось бы напомнить читателям НЕДЕЛИ, что еще за несколько лет до 1 Всесоюзного конкурса артистов советской эстрады, ставшего таким счастливым для Райкина, он, окончив в 1935 году Ленинградский институт сценических искусств, начал свою артистическую деятельность в Ленинградском ТЮЗе. Там проявилось комедийное дарование молодого артиста. Параллельно с работой в Театре юного зрителя Райкин выступал на эстраде как конферансье.
Более четырех десятилетий Аркадий Райкин с неизменным успехом играет на эстраде. И всегда свежо его остросатирическое искусство.
Недавно я смотрел Аркадия Райкина в новой программе Ленинградского театра эстрады и миниатюр ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕАТР. Творчество артиста засверкало новыми гранями мастерства. Спектакль произвел на меня большое впечатление. Сидя в зрительном зале, я вновь почувствовал все величие искусства Райкина. Он всегда держит руку на пульсе современной жизни. Со всей яростью и сарказмом обрушивается на бюрократов, хапуг, пьяниц, хамов, на всех тех, кто мешает нам строить новую жизнь. И в этой благородной задаче заключается активная гражданская позиция искусства Аркадия Райкина и его театра.
Искусство Аркадия Райкина гуманно и неисчерпаемо. Он не только разоблачает отрицательные явления, показывает их носителей, но и выражает к каждому отрицательному персонажу свое отношение - сожаление, что такие люди могут еще существовать. Вещь они доставляют нам неприятности, огорчения, а порою просто горе... В то же время Райкин проявляет необычайно теплое отношение к тем, о ком можно сказать, что это Человек. Вспомним, например, в одной из его программ интермедию, посвященную врачу - чудесному человеку-гуманисту; его стремление быть полезным, добрым с больными. Как это трогательно, несмотря на то, что сценка подается в юмористическом плане...
Может быть, это прозвучит несколько парадоксально, может быть, в этом есть известная гиперболизация, но для меня в творчестве Райкина звучит что-то гоголевское. Теперь вы, дорогие друзья, зрители и читатели, понимаете, как я высоко ценю актера Аркадия Райкина!
Аркадий Исаакович мой большой Друг более сорока лет. Мы беседуем о самом главном - о своем искусстве, его путях. Райкин часто говорит, что главное для него - сознавать, что твое искусство необходимо людям, нужно стране и народу.

***

НА ВСЮ ЖИЗНЬ
К 70-летию Аркадию Райкину, народному артисту СССР, лауреату Ленинской премии. От души поздравляя юбиляра, НЕДЕЛЯ предоставляет слово его старому другу Леониду Осиповичу Утесову.
Моя первая встреча с Аркадием Райниным произошла в 1939 году в Москве на Всесоюзном конкурсе артистов советской эстрады. Мне тогда довелось быть заместителем председателя жюри конкурса. Перед членами жюри, известными мастерами искусств, прошла вереница начинающих молодых эстрадников. Они мечтали стать лауреатами первого конкурса артистов нашей эстрады. Однако среди них было немало юношей и девушек, которые ошибочно думали, что искусство эстрады их призвание.
Мой коллега по жюри Исаак Дунаевский в процессе конкурса все время грустно спрашивал меня: Этот надолго? На год, - отвечал я. А этот? Может быть, на три года... Вдруг на эстраду вышел худощавый с большой шапкой черных волос молодой человек. Это был Аркадий Райкин, тогда мало кому известный молодой артист. Он быстро и непринужденно исполнил три эстрадных номера. Сперва изобразил малыша, который просил дать ему булку. Затем показал интермедию на тему пушкинского УЗНИКА. Я увидел старика, читавшего это стихотворение. Артист очень оригинально иллюстрировал УЗНИКА пластическими средствами. И, наконец, в третьей эстрадной сценке он превратился в забавного человека с неуклюжей шаркающей походкой - мы сразу узнали Чарли Чаплина. Райкин, великолепно двигаясь и танцуя, спел знакомую нам песенку из чаплинского фильма НОВЫЕ

***

К сожалению, и эта инициатива далеко не всегда имела поддержку. (А тем временем в ГДР защищена докторская диссертация на тему о современной советской самодеятельной песне!) Да, самодеятельная песня попала на грампластинки, звучит по радио, появляются печатные публикации, издано несколько сборников (последний - Шагай с нами рядом, песня!. Но и за это спасибо энтузиастам..
Существующие фонотеки, рукописные сборники песен, библиографические сведения и т. п. - это коллекции любителей (личные или коллективные). Правда, многие из этих коллекций собраны и обработаны на очень высоком уровне. Но тем не менее... Да и возможности для хранения для хранения оставляют желать лучшего.
Мы стремимся не утратить наследие прошлого - и это - правильно. Но неужели же в отношении самодеятельной песни мы спохватимся лишь тогда, когда и она перейдет в разряд наследия? Вот ведь даже студенческие экспедиции, о которых было упомянуто вначале, записывают все что угодно, но не студенческие песни.
А ведь и наше поколение не вечно, а в начале 50-х годов магнитофонов практически не было, и песни того времени хранятся только на слуху уже немногих, кто продолжает ими интересоваться и сейчас. А записать их надо, очень надо.
Совершенно необходим научный подход к этому вопросу. Есть и конкретное предложение. В Ленинграде работает Институт русской литературы (Пушкинский Дом АН СССР). Вероятно, здесь могут быть созданы необходимые условия для изучения современного фольклора, для его собирания и систематизации. Возможны и другие варианты.
С. Рабинов, инженер

***

ФОЛЬКЛОР ХХ ВЕКА
Фольклор всегда считался великим богатством нашей многонациональной культуры. До сих пор экспедиции ученых и студентов регулярно выезжают в самые отдаленные деревни, чтобы собирать золотые крупицы народного творчества давних лет. Творчества устного. Крестьянского.
А городского? И - современного?
Еще в 80-х годах прошлого века граф А. Бобринский издал сборник студенческих песен. Стало быть, уже в те годы проявлялся интерес к творчеству горожан. Песни студентов, а затем песни рабочих, городской романс все это тоже часть нашей культуры. В 1964 году была издана книга "Русский фольклор Великой Отечественной войны"...
Но существует фольклор и в наши дни. В конце 40-х начале 50-х годов возникло и стало набирать силу то течение в современном городском творчестве, - которое сейчас называется самодеятельная песня, бардовская песня. Не будем дискутировать о том, фольклор это или нет, как и о том, что вообще можно отмести к понятию фольклор в наше время. Важно то, что такая песня - несомненно, заметное явление в искусстве, оказавшее мощное влияние на весь ход музыкальной жизни. Это народное творчество наших дней в стране создано множество клубов самодеятельной песни, проводятся конкурсы и фестивали. Самодеятельная песня звучит на БАМе и в космосе. Стало быть, и она - часть нашей культуры и нашей истории.
Как же мы к ней относимся? Не по-хозяйски! В стране нет ни одного научного учреждения, института, который хоть как-то занимался бы этой проблемой.
Усилия отдельных профессионалов (Ю. Андреев и Б. Добровольский в Ленинграде, Л. Христиансен в Саратове, Т. Попова в Москве) - это их личная инициатива, не более.

***

И вот полтора века спустя следы Жомини обнаружились... на Урале. На старинных фолиантах, хранившихся в Красно уфимском этнографическом музее наконец заметили оттиск маленькой печатки: Г-Н ГЕНЕРАЛ ЖОМИНИ. Оказалось, что это часть библиотеки самого Жомини, некогда считавшейся бесследно потерянной. Какая судьба занесла ее на Каменный пояс?
После Октябрьской революции книги конфисковали у местного богача и страстного библиофила Голубцова, который в свою очередь приобрел их у наследников графов Завадовских. Кстати, двух из них знал Пушкин.
Благодаря Завадовским и Голубцову сотни очень редких книг, изданных двести лет назад, дошли до наших дней. Вот маленькие томики прижизненных изданий Руссо. А вот книга, отпечатанная за десять лет до Великой французской революция и посвященная изысканиям о природе огня. Автор научного трактата - доктор медицины, личный медик графа д-Артуа, г-н Марат. Это один из вождей революции, известный ученый и публицист Жан Поль Марат. Книга представляет библиографическую редкость. После победы реакции сочинения Марата уничтожались не только во Франции, но и во многих странах Европы...
0 многих современниках Пушкина невольно вспоминаешь, листая перевезенные теперь в Свердловский историко-революционный музей книги из коллекций Голубцова, Завадовских, Жомини. А может быть, и других собирателей.
А. НИКИТИН. (Спец. корр. Правды). г. Свердловск.

***

О КОМ СПОРИЛ ОНЕГИН? Поиски и находки
Литературный герой Евгений Онегин, как и многие современники Пушкина, тоже отдал дань своеобразной моде: жарким спорам о генерале Жомини. Историк революционных войн и теоретик наполеоновской стратегии барон Генрих Жомини. Изменил Бонапарту и перешел к Александру I. Книги генерала читались нарасхват. Шесть томов мемуаров Жомини стояли на полках личной библиотеки Пушкина.
И мог Евгений в самом деле
Вести приятный разговор,
А иногда и жаркий спор
О карбонарах, о Парни,
Об генерале Жомини.
Эти строки сохранились в черновых набросках первой главы Евгения Онегина. Они, Как видим, несут на себе следы пушкинской иронии. Друзья поэта еще резче отзывались о спорщиках подобного рода: Говорят, умны они, но что слышим от любого? Жомини, да Жомини … Шуточные строчки эти принадлежат уже перу гусара и поэта Дениса Давыдова.
История относится к именам по разному. Забыт теперь Жомини. И это несмотря на то, что его портрет был помещен в знаменитой галерее Зимнего дворца, посвященной героям Отечественной войны 1812 года. Написанные рукою Доу, портреты сохранились до наших дней...
Там же портрет Жомини, наверняка, не раз видел и Пушкин, часто посещавший галерею 1812 года. Мало того, написавший прекрасные стихи о ее настоящих героях: Нередко медленно меж ими я брожу и на знакомые их образы гляжу...

***

То, что женщине по душе, часто мужчине не по карману.

***

Одна из этих несчастных решила изменить Беханзину, - рассказал с лукавой улыбкой Нодичао - Она тайно провела к себе в комнату двадцатилетнего юношу-красавца, но, увы, была застигнута врасплох. Король приказал казнить неверную наложницу и ее обольстителя.
Но прежде чем привести приговор в исполнение, Беханзин, поразмыслив, решил побеседовать с провинившимися и выяснить, как смогли они осмелиться на столь непостижимый преступный шаг.
Я люблю ее больше жизни,- отвечал юноша на вопрос короля.
Все мои мысли и сердце отданы только ему. Я счастлива, что мы вместе уйдем в мир иной, - обливаясь слезами, говорила неверная наложница.
Нет, я не казню вас, а сделаю принцем и принцессой, - выслушав эти ответы, промолвил Беханзин. - Вы мужественные люди. И если я повелю отрубить вам головы, то своей же рукой уничтожу само Мужество. А разве трусливые и слабые выстоят в борьбе против врагов?

***

Нодичао, так зовут правнука легендарного Беханзина, раскрывал передо мной страницы истории дагомейских властелинов, рассказывал о примечательных символах каждого из королевской фамилии, о царивших здесь нравах и обычаях и, конечно, о том, как наследие народа сохраняется в наши дни.
За красной глинобитной стеной мы бродили по трем дворам королевского дворца, который ничем не напоминал известные нам европейские, индийские или китайские дома царственных особ того периода.
Здесь властелины принимали зарубежных гостей, - рассказывал Нодичао и показывал строение трех-четырех метровой высоты. Здесь были внутренние покои. (Сейчас в зале выставлены курительные трубки, табакерки, трости королей). Здесь был королевский гарем, в котором помимо сорока одной жены (у каждой из жен на шее висел колокольчик), находились четыре тысячи наложниц (у них не было колокольчиков, что значило: на этих женщин придворным можно взглянуть). Многим из наложниц всю жизнь так и не удавалось познать королевской ласки.

***

0 том, как развивалась жизнь в этом далеком крае в более ранние времена, ученым и исследователям практически ничего неизвестно. Как считают, не осталось ни арабских, ни европейских (греческих) летописей, которые бы приоткрыли занавес, познакомили бы нас с древней историей бенинских лагун, саванны, поросшей пальмами дум и акацией. Не многочисленные археологические раскопки в последние десятилетия принесли скудные результаты, но тем не менее позволили буквально по крохам обнаружить следы человека в эпоху среднего и позднего каменного века.
Изыскания также показали, что на земле нынешнего Бенина, в районе Абомея, что находится примерно в 150 - 160 километрах от океанского побережья, в ХIV - ХV столетиях уже умели выплавлять железо сыродутным способом, было развито ткачество, гончарное дело, резьба по кости, чеканка, бронзовое литье. Первый королевский дворец в Абомее был построен лишь в 1818 - 1620 годах, сразу после восшествия на престол короля Гезо (1818 - 1858 гг.).
С тех пор дворец этот дважды горел, был восстановлен лишь в 1945 году и ныне служит национальным музеем. С его экспонатами меня знакомил правнук короля Беханзина, во время правления которого в 1892 году французские экспедиционные войска полковника Доддса овладели Абомеем. Король Беханзин возглавил героическую борьбу народа против колонизаторов. Но его слабовооруженные воины были разбиты, и с 1894 года Дагомея стала колонией Франции.


Выберите раздел :